27 сентября 2016, 21:37

«Ги Дебор» — Э. Мерифилд

★★★★★

Ги Дебор — режиссёр, психогеограф, политический журналист, организатор и участник скандальных акций. Он был лидером авангардистского революционного движения, увлекался искусством войны и жил затворником на ферме в Оверне. Ги обогнал своё время.


Энди Мерифилд — урбанист, теоретик марксизма. Получил докторскую степень в Оксфордском университете. Живёт во Франции.

Понравился отрывок про derive ↓

Дрейф представлял собой длительное движение, или фланирование; главные действующие лица отправлялись — непременно пешком — в сюрреалистическое странствие, поход по парижским закоулкам. Они бродили часами, обычно по ночам, оценивая свою реакцию на архитектуру и отмечая малейшие колебания настроения.

Затем составлялась специальная карта городского ландшафта с учётом его влияния на эмоции и поведение человека. Держась в нескольких километрах друг от друга, они поддерживали связь при помощи примитивных переносных раций. Благодаря подобным прогулкам, как реальным, так и воображаемым, ситуационисты превращались в современных фланёров, городских гуляк, которые слонялись по улицам. Нельзя сказать, чтобы совсем бесцельно.

По ходу таких вылазок собирался богатый материал для «психогеографических» исследований: ситуационисты фиксировали запахи и цветовые оттенки ландшафта, скрытые ритмы города и различимые ухом мелодии; разрушающиеся фасады; тонущие в тумане узенькие кривые улочки, словно сошедшие со старых фотографий; брусчатку с сорной травой, пробившейся между булыжниками; пустынные ночные аллеи; угрозу и хаос, разлуку и неразлучность. В 1983 году, давая по этому поводу свой комментарий, Анри Лефевр, социолог и старейший теоретик марксизма, заметил, что термин «дрейф» «скорее относится к области практики, чем теории. Он отражает увеличивающуюся фрагментацию города.

В историческом плане город прошлого представлял собой мощное органическое целое, однако с некоторых пор это целое стало рассыпаться на куски, фрагменты, и ситуационисты собирали примеры того, о чём без конца говорилось... Нам виделся город, раскалывающийся на всё большее число фрагментов, при этом его органическое единство не было окончательно повреждено.

Надо мне как-нибудь тоже пофланировать.

„Обнажённый город“ — коллаж в дадаистом стиле из разрезанной на 19 частей карты Парижа

Хайлайты
• Под ситуациями подразумевались хеппенинги, трогательные представления и максимум импровизации.

• Редкие произведения искусства могут соперничать по красоте с картой парижского метро.

• Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

• Хотя я очень много читал, но пил я значительно больше. Я написал намного меньше книг, нежели многие литераторы и публицисты, но выпил я намного больше самых усердных пьяниц. При этом меня удивляет то, что множество людей, писавших против меня гневные и обличительные тексты, разоблачая во мне множество несуществующих пороков, ни разу не упомянули о том действительном, а не мнимом, грехе, которым я занимаюсь всю жизнь — то есть никто не укорял меня всерьёз за мой беспробудный и бесконечный алкоголизм.

• Мы выбрали „неправильную сторону“, которая творит историю.

• Практика — это критерий истины.

• Любой враг спектакля — террорист.

• Взрослый человек играет, как и ребёнок, ради удовольствия и отдохновения, так сказать, ниже уровня того, что есть серьёзная жизнь. Но он может играть и выше этого уровня, вовлекая в игру прекрасное и священное.