26 сентября 2016, 18:15

«Почему мужчина должен быть хорошо одет» — А. Лоос

★★★★★

Сборник эссе архитектора об одежде.


Адольф Лоос — австрийский архитектор и теоретик архитектуры. Сыграл значительную роль в становлении интернационального стиля.

Адольф считает, что самое главное в одежде — функциональность. Он отрицает моду как временное явление и считает, что надо носить качественные и добротные вещи.

Цилиндр 1924 года — вполне возможен, и, если бы я мог его носить двадцать лет подряд, все было бы превосходно. Но раз я вообще могу его носить, этот цилиндр имеет свое полное производственное и, если хотите, экономическое оправдание. Но если случится, что мой письменный стол через десять лет потеряет для меня эстетическую ценность, покажется мне невозможным и я его выброшу, придется покупать новый, а это материальный ущерб.

Меня вообще коробит страсть к всевозможным нововведениям. Только консервативный человек бережлив, а каждый новатор — мот.

Несмотря на то, что эссе были написаны в первые десятилетия XIX века, мысли очень современны. Наверное, это доказательство цикличности моды.

Купить на Озоне

Хайлайты
• В XVI веке мне пришлось бы наряжаться в шёлк и бархат и выглядеть как ярмарочная обезьяна.

• Благородное начало в женщине знает лишь одну страсть: утвердить себя рядом с большим, сильным мужчиной.

• Мастера, шьющие дорогую обувь, зарабатывают, к сожалению, меньше, чем те, кто готов производить дешевку. Сравним, например, сапожника, чья пара стоит 18 гульденов, с тем, кто берет за пару 6 гульденов. Первый делает колодку на заказ (она стоит 6 гульденов, включая его собственную работу), поручает подмастерью сработать верх (платит ему за отличную работу 3 гульдена в день) и тратит еще 3 гульдена на материал для верха. Мастер, торгующий парой за 6 гульденов, берет старую колодку и применяет готовый фабричный верх стоимостью примерно 2 гульдена. Таким образом, в первом случае мастер вкладывает 66% себестоимости в цену своей пары, а во втором — 33%.

• Вещь выходит из моды в тот момент, когда наше чувство подсказывает, что с этой вещью пора расстаться, иначе мы будем выглядеть смешно.

• Мне вообще без надобности рисовать эскизы. Хорошую архитектуру, когда есть что строить, можно описать. Можно описать даже Парфенон.

• Первое место в комнате вообще занимает стул. Если мне нужно что-то обставить, я прежде всего проектирую стул, а уж от него перехожу ко всему прочему.

• Нас окружают, в сущности, модные вещи, которые быстро выходят из моды.

• Римляне никогда не ходили. Они стояли столбом.