16 февраля 2018 года я проехал все 29 станций минского метро за четыре часа и двадцать минут.
Подготовка
Минский метромарафон был спонтанным. Я позвонил своему мистеру Хайду, который страдал фигнёй ДиЗаЙгНоМ на факультете ВШЭ. Предложил съездить в Минск, упомянув что там есть метро. Дальше написал запрос в пресс-службу метрополитена, на который даже ответили (напоминаю, что ответа от пресс-службы пражского метро я жду до сих пор):
Купили билеты: я на поезд, а В. — на самолёт. Читать решили перевод стихотворения Якуба Коласа «Я мужик-беларус». Выяснили, что в метро нет вайфая и решили не организовывать мобильный интернет для онлайн-трансляции.
Я приехал в Минск утром, намного раньше В. Взял с собой камеру и ZOOM. В. должен был взять свой ZOOM и петлички, которые он купил специально ради метромарафона, но В. забыл всё в Москве:
Выяснилось это, когда мы оба уже были в Минске. Судорожный перебор вариантов: от отправить петличку на поезде с проводником до сгонять самим в Москву. В. выбирает самый странный: арендовать петличку в Минске. Едет чёрти куда, подписывает договор, по которому должен двойную стоимость аренды, если не вернёт в нужное время. Спойлер — вернул в нужное время.
Незаметно стемнело. Договорились начать метромарафон в 11:00.
Метромарафон
Я опять проспал — не услышал будильника, и В. растолкал меня около 9:40. Пришлось пулей собираться и бежать на станцию «Пл. Якуба Коласа» (ага, того самого).
Первое впечатление — в метро очень много рекламы. На станциях на потолке закреплены телевизионные панели, на которых без конца крутят ролики. Стены тоннелей на станциях и вагоны залеплены рекламой. Жесть.
Фото В.
Много социальной рекламы:
Первые пару станций мы проехали спокойно: раскладывали штатив, снимали, всё было ОК. Остановили на конечной — «Уручча». Подошла тётенька-начальник станции, мы показали письмо (читай: скан письма с экрана айпада) и затаили дыхание — штатив прятать было некуда, а он (судя по письму) относился к профессиональному оборудованию. В течение нескольких минут, пока тётенька читала письмо я остро ощущал себя советским диверсантом, который попался в центре Берлина отряду RSD с бомбой и письменным приказом убить Гитлера.
Тётенька прочитала письмо, поглядела на нас, В., который держал штатив, в этот момент некстати решил открыть рот: «Штатив мы можем убрать, если хотите». Тётенька решила позвонить тов. Михайловскому (который подписал письмо). Дозвонилась с пятого раза. Тов. Михайловский видимо вспомнил меня, потому что разрешил снимать со штатива и тётенька отпустила нас с миром.
Фух.
В следующий раз нас остановили на Институте культуры: « А что это вы тут снимаете?». Осознав, что терять нечего, я первым спросил у сотрудника: «Показать разрешение?». Попытка была гиблая — как лететь на воздушном шарике на Луну, но сработала. Сотрудник ответил: «Не, не надо, что вы» и ушёл по своим сотрудничьим делам.
Фух.
Ещё раз нас остановили на Кастрычной — сотруднику было лет 50. Мне почему-то показалось, что в молодости он занимался балетом, потом в местном КГБ сидел, ну, короче, вдохновенный такой мужик. За долгую жизнь он достиг крайней степени просветления и освобождения от мирской суеты, поэтому ограничился фразой: «Вы покажите разрешение, мне ж отзвониться надо». Я показал. Он отзвонился.
Фух.
На Михалова встретили другую съемочную группу. Помахали друг другу камерами. Разговорились с одной из телевизионщиц. Она посоветовала подойти к начальнику службы безопасности станции самим, чтобы не нарваться на проблемы. Мы подошли, он прочитал письмо со словами: «Опять снимать будете? А, вы другие, снимайте тогда». Сняли.
Фух.
На последней станции удалось попасть в музей минского метро бесплатно. Смотреть там нечего, кроме фотографий Лукашенко. Собрал самые интересные экспонаты:
Табличка
Модель кабины
Это первый метромарафон во время которого, мы не ели и не пили — забыли всё дома. Хорошо, что он занял всего четыре часа.
Петличи, которые арендовал В. оказались ужасными. Звук писали не очень и с перегрузом. Для ролика придётся что-то переозвучивать.
Минчанам пофигу на нас.
Одна пересадка на большой город — адское зло.
Вечером интервалы между поездами по десять минут. Тоже зло.
Общие ощущения — мало, не хватило ещё станций сорок до нирваны.